Вайнах
Чеченский Государственный Ансамбль Танца


Добрая миссия творчества

«Вайнах» - у себя на Родине абсолютно каждому он знаком и каждым любим. При этом слове перед глазами вырисовывается образ стройного джигита, танцующего на пальцах: сердце наполняется гордостью. А знают ансамбль далеко за пределами республики, страны.

«Вайнах» - хранитель фольклорной традиционной культуры, танцевальной культуры, которая народом трепетно оберегается, культивируется и передается уже с колыбели. Ребенок, только начав ходить, под ритмичную музыкальную дробь неуверенно перебирая ногами, начинает учиться лезгинке. Умение танцевать – своего рода один из эталонов ментальности, значительное составляющее характера чеченца. Танцевали чеченцы всегда и не только в радости. Танцевали в момент натиска врага, гарцуя на коне под пулями царских солдат; танцевали, защищая границы страны от фашистских полчищ у Брестской крепости; танцевали под смертельный свист автоматной очереди, исполняли свой последний танец прямо на железнодорожной насыпи во время промежуточной остановки страшного эшелона, увозившего выселенцев далеко от родины; танцевали в последнюю войну посреди черных остовов сгоревших зданий в Грозном. Лезгинка поднимала дух народа…

Праздничный танец "Даймохк (Родина)". Премьера концерта в рамках творческого проекта "Из Грозного с любовью!". Грозный. Концертный зал Государственного ансамбля танца "Вайнах". 16 Ноября 2017 года.

И уже потом на концертных площадках мира, чеченский танец в исполнении артистов ансамбля «Вайнах» ломал жуткие стереотипы и клише, навешанные на народ. Жест, осанка, выражение лица, органичное слияние движения, музыки, национального костюма – эта магия имела мощное воздействие на зрителей. И зрители понимали: перед ними чеченцы-миротворцы, представители народа с богатым духовным наследием. Выступление артистов Государственного ансамбля танца «Вайнах», на какой бы площадке мира им ни доводилось давать концерт, надолго врезается в память зрителей ярким незабываемым впечатлением. А география гастролей коллектива довольно велика: Аргентина, Мексика, Перу, Сан-Сальвадор, Коста-Рика, Панама, Португалия, Германия, Чехословакия, Сирия, Иордания, Кения, Мозамбик, Турция, Китай, Индия, Италия, ОАЭ, Франция, Бельгия, Нидерланды, Палестина, Испания.

Славу ансамбля ковало не одно поколение танцовщиков. Сегодня молодые артисты продолжают славные традиции своих предшественников. Меняется плеяда артистов, сменяют друг друга хореографы, но неизменной остается сущность творческой деятельности ансамбля – хранить и приумножать культурное наследие своего народа, его незыблемые традиции и обычаи. Этой целью задались и новые руководители ансамбля. За последние полтора года сменилось руководство. Творческий тандем двух сильных талантливых личностей в лице художественного руководителя, народного артиста России Рамзана Ахмадова и директора, заслуженного журналиста Чеченской Республики Зареты Осмаевой приносит свои значительные успехи.

Прежде всего, это творческий проект «Из Грозного с любовью!», на создание которого авторов вдохновило знаменательное событие – 200-летие со дня основания столицы Чеченской Республики – города Грозного, города, пережившего времена расцвета и страшных трагедий, возрожденного из послевоенных руин и, не потерявшего свой дух. В рамках этого Проекта «Вайнах» представил в культурном пространстве ближнего зарубежья народное танцевальное творчество многонациональной России, познакомил зрителя с культурой Чеченской Республики, способствуя тем самым налаживанию дружественных связей между странами и народами. Ансамбль выступил с уникальной концертной программой, которая емко отразила традиции и обычаи чеченцев: уважение к старшим, почитание воинской доблести, воспевание братской дружбы и куначества, целомудренность обряда ухаживания за девушкой и другие.

Вместе с хореографической программой творческого проекта «Из Грозного с любовью!» «Вайнах» привозил в каждый из пяти городов гастрольного тура выставки: «Культура и искусство» и «Крепость Грозная. От закладки в 1818 году до наших дней». В первой были представлены художественные произведения выдающихся писателей и поэтов Чеченской Республики - книги, в которых отражены надежды и чаяния, сила духа и стойкость далеких предков и героев современности чеченского народа.

В фотоснимках второй выставки отразилась летопись Грозного.

Гастрольный тур включал в себя 5 концертов. Премьера хореографической программы состоялась в ноябре 2017 года в Грозном, затем два концерта ансамбль дал в Москве и Санкт-Петербурге.

Танец "Горцы". Юбилейный концерт Государственого ансамбля танца "Вайнах". 2014 год.

Начало 2018 года (в феврале и в марте) коллектив отметил концертами в странах ближнего зарубежья: Азербайджане и Грузии. Таким образом, Проект «Из Грозного с любовью!» положил начало возрождению традиции культурного обмена между регионами России и странами ближнего зарубежья. Традиции, которые имеют давние и глубокие корни, заложенные еще во времена СССР, но, к сожалению, почти полностью утраченные к настоящему времени.

Дать концерт в Грузии – стране, где сценическая постановка кавказской лезгинки доведена до совершенства и признана во всем мире – была задачей не из простых. И с ней «Вайнах» успешно справился. Принимали артистов в Тбилиси очень тепло и радушно. Во время концерта аплодисментами сопровождался каждый танец, зрители очень эмоционально и живо реагировали на каждое выступление из всех восемнадцати танцев. Сплошное браво!..

Художественный руководитель ансамбля "Вайнах" - народный артист России Рамзан Ахмадов, министр культуры Чеченской Республики - Хож-Бауди Дааев, директор ансамбля - заслуженный журналист Чеченской Республики Зарета Осмаева.

«Стерев границы наших городов, соединяя творчеством сердца,

Чтоб нашим танцам не было конца, мы привезли из Грозного Любовь!» - в поэтических строках Зареты Осмаевой - директора ансамбля, сосредоточена квинтэссенция замысла проекта, значение которого неоценимо, поскольку в основу его были заложены высокие идеи дружбы, творческого сотрудничества, взаимопонимания во благо мира и созидания.

В июле этого года легендарный чеченский коллектив успешно принял участие в масштабном фестивале «Русские сезоны в Италии», выступив с концертной программой во Флоренции. Подвел же итоги года своей насыщенной творческой деятельности ансамбль в Индии. Честь завершить Дни российской культуры в Индии была предоставлена ансамблю «Вайнах». Здесь коллектив дал концерты в трех городах: Нью-Дели, Чандигархе, Хайдарабаде.

Будем надеяться, что мосты дружбы между странами, благодаря силе народного искусства, укреплены, творческие связи налажены, добрая миссия ансамбля «Вайнах» осуществлена.

Повествуя о творческих успехах ансамбля, нельзя не сказать о пристальном внимании к деятельности коллектива руководства республики в лице Главы региона Рамзана Ахматовича Кадырова и министра культуры ЧР Хож-Бауди Буаровича Дааева. Несмотря на невероятную занятость они находят время, чтобы пообщаться с любимым коллективом, побывать на концерте, посетить репетицию. Хож-Бауди Буарович по традиции лично присутствует, чтобы проводить артистов на гастроли.

Праздничный танец "Даймохк (Родина)". Солисты - Милана Атцаева и Хасан Мусалаев. Грозный. 2018 год.

Заслуженный артист Чеченской Республики Абу Демельханов

"Встреча у родника". Солистки - Сацита Душаева и заслуженная артистка Чеченской Республики Зара Шабаева. 2017 года.

Впереди у коллектива новые творческие замыслы, новые знакомства со зрителями, впереди подготовка к юбилею.

80 лет! Почтенный возраст… Ансамбль «Вайнах» – лауреат премии Правительства Российской Федерации, кавалер Ордена Звезда Иордании, кавалер Ордена имени первого Президента Чеченской Республики, Героя России А.А. Кадырова, победитель многочисленных международных конкурсов и фестивалей готовится к своему юбилею. Восемь десятков лет жизни вселяют глубокое уважение к их обладателю, тем более, если он прожил это время достойно, с высоко поднятой головой, принося окружающим добро и радость. Такое сравнение вполне применимо к «Вайнаху» - большому единому организму профессионалов, одержимых одним желанием – танцевать, в танце донести до каждого дух народа, небольшого по численности, но гордого и мужественного, донести в танце, необыкновенно темпераментном и грациозном, торжественном и аристократичном, потому что для чеченцев он всегда был чем-то значительно большим, чем просто танец!

Чеченский танец – это символ национальной культуры, в котором кроется таинственная пластика, несущая в себе громадное количество информации о генетическом облике народа, его идентичности, самосознании, его глубоких традициях и обычаях. В древности чеченский народный та¬нец делился на различные жанры, специ¬фика которых была связана с осо¬бенностями среды, в которой они возни¬кали, их смысловой наполненностью. Это обрядовые танцы (свадебный танец, исполняемый исключительно парой на свадебном торжестве), профессиональные (воин-ские, пастушеские и т.д.), праздничные, ритуальные (религиозные). Со временем многие из них канули в лету или обрели другое смысловое значение. Но неизменным остался парный танец (мужчины и женщины), сохранившийся и дошедший до наших дней. Он заслуживает особого внимания. Парный танец лежит в основе фольклорного искусства чеченского народа, имеет в своем истоке ритуальный характер и, по мнению исследователей, связан с космого¬ническими представлениями чеченцев, пре¬жде всего с культом солнца, что подтверждается мате-риалами археологической куль¬туры, в символике, изображенной на изделиях VI—V веков до нашей эры. Из¬ломанная линия — земная твердь; крылатые диски по сторонам — солнце при восходе и закате; центральный диск, над которым крылья, максимально подняты вверх — солнце в зените. Соответственно, положение рук мужчины, разведен¬ных в стороны, означа¬ло солнце на восходе и закате. Когда же мужчина сгибает руку, держа кисть у груди, а другую отставля¬ет в сторону, соответствует изображению свастики, означающему солнце в движе¬нии. Став на пальцы ног и вскинув руки над головой, мужчина изображает солнце в зените. Девушка же в танце являла собой символ целомудрия, скромности, грации. Передвигаются танцующие по кругу.

Исполнение парного танца возможно при соблюдении особого, обязательного абсолютно для всех этикета, незыблемого танцевального канона. Начинает лезгинку мужчина, затем в круг вступает женщина. Мужчина не имеет права первым покидать танцеваль¬ный круг, потому что это может быть расценено как непочтение к партнерше. Первой право завершить танец и покинуть круг остается за женщиной. Когда она заканчивает танец и уходит, её партнер еще совершает несколько па, после чего танец этой пары завершается.

Движения исполнителей в на¬родном танце достаточно жестко регламентированы. Они оба должны ровно и прямо держать стан. И если пла¬стика женского танца выражается в дви¬жении рук, то экспрессия мужско¬го - проявляется в ловкости, демонстрации удали, но крайне сдержанна. Пара танцует на определенной дистанции друг от друга, прикосновение рукой к партнерше невозможно. Мужчина может дать волю своим эмоциям лишь на короткий миг в кульминационный момент и назывался у чеченцев «бохь бог1ар» (ухарская манера танцевальных па, демонстрация ловкости и удали).

В современной обработке сценический вариант танца, как парный, так и массовый несут в себе большое смысловое содержание, в каждом из них хореограф стремился по максимуму передать глубокую связь танца с традициями и обычаями народа. Парный танец лежит в основе репертуара Государственного ансамбля танца «Вайнах», более того, в основе большинства постановок он подан сольной партией в кульминации хореографического произведения.

Существовал в народе такой обычай, он касается института знакомства и отражает в себе особенности менталитета. Парень с девушкой издавна знакомились и встречались у родника. При этом девушку сопровождала подруга или родственница. Здесь, у источника, девушка по просьбе юноши передавала какой-нибудь предмет украшения или платок, заверяя тем свое согласие выйти за него замуж. В представлении чеченского народа родник символизирует собой чистоту, живой источник, несущий людям благо. Поэтому отношения, зарождавшиеся у родника между молодыми людьми, предполагались быть прочными и долговечными. Этот давний обычай чеченского народа хореографы посредством пластики танца, народной музыки и национальных костюмов передали в лирической постановке «Встреча у родника».

Хореографическая композиция "Под небом вайнахов". Солисты - заслуженные артисты Чеченской Республики Адам и Зара Шабаевы, Магомед Астамиров. 2018 год.

Музыкально-хореографическая композиция, номер с барабанами "Ритмы гор". Отчетный концерт Государственного ансамбля танца "Вайнах". 29 декабря 2016 года.

"Терский танец". Концерт в рамках творческого проекта "ИЗ Грозного с любовью!". Гастрольное выступление ансамбля "Вайнах" в Баку. Февраль 2018 года.

Атагинский танец". Премьера концерта в рамках творческого проекта "Из Грозного с любовью!". Концертный зал Государственного ансамбля танца "Вайнах". 16 ноября 2017 года.

"Танец с кинжалами" Исполнитель - заслуженный артист Чеченской Республики Адам Шабаев. 2018 год.

Важное место в репертуаре Государственного ансамбля танца «Вайнах» занимают сюжетные композиции. Так одно из ключевых мест отведено эпической постановке «Под небом вайнахов», которая спустя десятки лет остается одной из лучших работ в програм¬ме ансамбля, его золотым фондом, классикой национального танцевального искусства чеченского народа.

Это гени¬альное хореографическое действо, созданное на основе чеченского фольклора, раскрывает многовековой обычай чеченского народа, незыблемый во все времена. Глубокий замысел, заложенный в композиции, основан на нахском эпосе и раскрывает древний обычай. Любой конфликт в обществе, даже бой между мужчинами, каким бы кровавым и безудержным он ни был, мог быть остановлен по воле женщины. Кровников, выхвативших кинжалы, чтобы нанести смертельные удары, остановить могла только женщина, бросив между ними платок, снятый с головы. Только она, дающая начало жизни, являющаяся хранительницей очага, семьи имела право предотвратить кровопролитие.

Вот уже несколько десятков лет зритель видит в сценическом воплощении этот красивый, по-рыцарски благородный обычай в исполнении артистов Государственного ансамбля танца «Вайнах». Нынешнее поколение хореографов бережно хранит творческое наследие старшего поколения.

Танец "Встреча у родника". Солисты: Асланбек Арсигираев и заслуженная артистка Чеченской Республики ЗАра Шабаева. Грозный. 2018 год.

В чеченской народной хореографии отдельного внимания заслуживает девичий танец. Он не существует как таковой в чеченском фольклоре, однако, манера исполнения, характер девичьего танца, подмеченные хореографами в парном исполнении юноши и девушки на свадебных торжествах, на вечеринках, искусно интерпретированы и воплощены в сценическом варианте. В репертуаре ансамбля несколько девичьих лирических композиций «Горянки», «Вдохновение», «Зама».

В этих постановках не смотря на единую идею – воспеть красоту чеченской девушки есть различия в характере исполнения. В каждом из этих танцев отражены уклад жизнь чеченских женщин, их мировосприятие, отношение к окружающему миру. Условия высокогорья требовали от девушки активного образа жизни, выносливости, расторопности, что в свою очередь накладывало отпечаток и на женском характере.

В хореографической композиции «Горянки» превалирует игривость, темп, волевой порывистый характер девушки, живущей в горной местности. В ней искусно сочетаются эмоциональность с грацией, нежностью, сдержанностью.

Характеризуя девичий танец «Вдохновение», «Зама» отмечаешь неспешность, плавность линий, размеренность, подчеркнуто медленный ход, изящество движений, что было примечательно в манерах исполнения равнинных жительниц Чечни.

Хореографическая композиция «Горцы» относится к категории характерных постановок. В ее основе народный танец горских чеченцев. Здесь отражена подлинная народность, а виртуозная техника и пластика танца, помогают исполнителю передать все многообразие человеческих качеств, особенности характера. Танец чеченцев, проживающих в горной местности, самобытен, обладает своими отличительными деталями, как и экспрессивная ритмичная народная музыка, с которой танец теснейшим образом связан. Эти особенности складывались, формировались, видоизменялись под влиянием условий жизни. Танец «Горцы» зажигательный, ритмичный, в нем сдержанные эмоции, удаль, бравада.

Сценические костюмы танцовщиков-исполнителей композиции «Горцы» отражают национальный колорит. Контрастные краски подчеркивают экспрессивность танца: черные бурки, красные черкески, белые башлыки.

Отдельной строкой в репертуарном списке стоят постановки, которые зритель смотрит на одном дыхании – это «Танец с кинжалами» и музыкально-хореографическая композиция «Ритмы гор». Поистине, зрелищное выступление артистов, где мастерство граничит с магией, где создается впечатление, что холодное оружие – кинжалы и музыкальные инструменты – барабаны подчинены воле артистов и движутся по мановению их рук. Волшебство!

И это далеко не весь репертуар ансамбля, в котором, конечно же, есть и танцы народов Кавказа: аджарский, осетинский, абхазский, грузинский – в блестящем исполнении чеченских артистов под сопровождение оркестра народных инструментов. Да, ансамбль в редких случаях танцует под записанную музыку. Практически, все концерты проходят под сопровождение своего родного оркестра, в котором каждый оркестрант, кроме того, что он замечательный музыкант, прекрасно чувствует танцовщика и устает ровно настолько же, потому что танцует в своем воображении вместе с ним весь концерт – от начала до конца.

Кто хоть раз побывал на концерте ансамбля «Вайнах» согласится: остаться равнодушным невозможно, но можно унести с собой заряд невероятной энергии, частичку богатой духовной культуры чеченского народа, которой коллектив щедро делится. Причем диалог со зрителем начинается с первого же композиции хореографической программы, диалог, который приводит к самым искренним и добрым отношениям. Такова добрая миссия творчества ансамбля «Вайнах».

Праздничный танец "Даймохк (Родина)". Концерт в рамках творческого проекта "Из Грозного с любовью!". Гастрольное выступление ансамбля "Вайнах" в Тбилиси. 4 марта 2018 года.

Автор: Фатима Мутаева

"Музыкальный журнал" декабрь 2018 год.

Поделиться:

Все материалы раздела «Публикации»