Вайнах
Чеченский Государственный Ансамбль Танца


Искусство любит преданных

Народный артист России. В республике всего несколько человек, получивших в постсоветский период это высокое звание. Одному из них — Рамзану Аюбовичу Ахмадову, первому заместителю министра культуры ЧР, 30 мая исполнилось 60 лет, из которых 45 отданы подвижническому служению искусству.

Коллектив министерства от имени работников культуры и тысяч поклонников поздравляет Рамзана Ахмадова со знаменательной датой и желает ему второй молодости, творческого вдохновения, а также дальнейших успехов в деле развития культуры Чеченской Республики.

Очередной триумф во Владикавказе

Недавно из Северной Осетии-Алании, где проходил международный фестиваль детских хореографических коллективов «Танцевальное шоу Кавказа – танец дружбы», вернулся в Грозный с Гран-при ансамбль «Даймохк». Его художественный руководитель Айза Ахмадова рассказала по приезде домой, как проходило творческое состязание во Владикавказе.

– Мы были впервые на этом фестивале, который проводился в 4-й раз. Он нам очень понравился. Четкая организация, интересная насыщенная программа, большое представительство и, самое главное – атмосфера доброжелательности. Участники были поделены на две возрастные группы. Мы выступали в младшей (10-13 лет). На сцену выходили, как и другие, 4 раза. На торжественном открытии и закрытии станцевали «визитную карточку» – «Шира хелхар» («Старинный народный танец»), а конкурсными номерами у нас были «Кура бал» и «Нохчийн амал». Выступления «Даймохка» вызвали овации в зале. А председатель жюри, вручая Гран-при, сказал: «Ваши дети нас очаровали».

По словам Айзы Дударовны, конкурс был непростым. На сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева соревновались юные танцоры из Японии, Казахстана, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Южной Осетии, а также российских регионов – Севастополя, Дагестана, Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Северной Осетии – всего 18 коллективов, около 700 участников. Это был фейерверк национальных культур. Концерт подарил и участникам фестиваля, и зрителям незабываемые впечатления. Поэтому уезжали все в хорошем настроении. Пусть не всем достались призы, но победила дружба, чувство единения разных народов, рожденное силой любви к искусству. «Даймохк», к примеру, подружился с грузинским ансамблем «Ирисиони».

А что касается Гран-при, то успех чеченских детей во Владикавказе был ожидаемым. Это далеко не первая награда. В репетиционном зале ансамбля висит большая карта гастрольных и фестивальных маршрутов, география очень обширная. Айза Ахмадова не без гордости рассказывает о славной истории коллектива, который с первых шагов громко заявил о себе.

Достаточно сказать, что в самые тяжелые годы – разгар последней войны, детский ансамбль из Чечни объездил почти все европейские страны, гастролируя или участвуя в международных фестивалях и конкурсах, где всегда добивался призовых мест.

– В 2000 году «Даймохк» принимал участие сразу в двух фестивалях в Турции: в июле – в городе Ялова, и в августе – в городе Кютахия. И в обоих случаях – первые места. То же самое было во Франции летом 2001 года (г.Сант-Мексен-Леполь), в Голландии в 2002 году (во Фрисланде). На следующий год нас пригласили в Антверпен. Опять вернулись домой с победой. Но самая большая гордость у нас – Гран-при в конкурсном фестивале в Великобритании летом 2004 года. Это было в городе Уэльсе. «Даймохк» и публика, и жюри принимали восторженно. Многие зарубежные журналисты просили об интервью, мы даже были приглашены на Би-Би-Си.

Айза может часами рассказывать про свой ансамбль, и собеседник не устает от этого рассказа, потому что в нем много интересных фактов, достижений, которые сделали бы честь любому творческому коллективу и с вековой историей. А «Даймохку» всего 15 лет.

Очень любит искусство юных чеченских танцоров и российская публика. Об этом свидетельствует множество наград: Гран-при международного сочинского фестиваля «Хрустальная магнолия» в 2005 и 2007 годах; Гран-при Дельфийских игр, проходивших в Новосибирске в 2008 году и т.д.

Но красноречивее всего о чувствах зрителей говорят благодарные отзывы и письма, которые адресованы детскому ансамблю песни и танца «Даймохк». К примеру недавно по электронной почте поступило послание из Дальнего Востока: «Здравствуйте, уважаемый Рамзан Ахмадов! Пишу вам из далёкого города Владивостока. Я, Горбунова Юлия Николаевна – руководитель детского ансамбля народного танца «Плясунья». В 2008 году мы были на Дельфийских играх в г.Новосибирске и поражались красоте кавказского танца и уровню подготовки ваших ребят. С тех пор вынашиваем идею разучить хотя бы фрагменты таких танцев. Теперь это стало особенно актуально, так как в нашем городе очень много переселенцев и с Кавказа, и из стран Средней Азии. Мы, педагоги, предпринимаем всё, чтобы ребята дружили и принимали культуру друг друга. В этом году мы разучили фрагмент вашего танца «Кура бал» – конечно, со многими изменениями, нам помогали немного носители культуры – переселенцы. Я очень прошу Вас разрешить воспользоваться фонограммой вашего ансамбля к танцу «Кура бал». Мы готовы купить её у Вас, взамен предоставить фонограммы наших танцев – у нас большая фонотека «Танцев народов мира». Наш композитор написал нам фонограмму к чеченскому танцу, но это совсем не то. Убедительно просим Вас помочь нам и ответить поскорее. Сейчас решаем: будем ли мы танцевать этот фрагмент на отчётном концерте 17 мая – времени осталось мало.

Юлия Горбунова,

художественный руководитель

заслуженного коллектива

Приморского края –

ансамбля «Плясунья» МБОУ ДОД

«Центр детского творчества г.Владивостока»

Несмотря на юный возраст и коллектива, и артистов, ансамбль давно стал явлением культуры Чеченской республики. Ни один большой праздничный концерт не обходится без участия «Даймохка», который несколько лет назад за свои заслуги в развитии хореографии получил почетное имя Махмуда Эсамбаева. Он –лауреат премии Правительства Российской Федерации (2011 г.), обладатель правительственной медали ЧР «За заслуги перед Чеченской республикой».

В успехах коллектива нет ничего удивительного, потому что это детище талантливого и известного деятеля искусств, народного артиста России Рамзана Аюбовича Ахмадова, который всю жизнь посвятил хореографии. Большая часть его славной творческой биографии связана с государственным ансамблем танца «Вайнах», где 24 года он был ведущим солистом и блистал на сцене, затем около двух лет руководил коллективом в самое тяжелое время между двумя войнами.

Первая любовь Рамзана

В программе юбилейного вечера, посвященного 70-летию государственного ансамбля танца ЧР «Вайнах» (2009 г.), было много интересного и впечатляющего. Но изюминкой концерта стало выступление ветеранов танцевального искусства ЧР, организованное 1-м заместителем министра культуры ЧР Рамзаном Ахмадовым. Ася Асхабова, Тамара Дидигова, Лариса Цахилова, Марем Ганаева, Докка Мальцагов, Магомед Дидигов и другие спустя годы снова вышли на сцену и подарили своим поклонникам незабываемые минуты магии танца.

Рамзан Ахмадов исполнил свой коронный номер «Танец с кинжалами», причем в новой интерпретации, дуэтом со своей дочерью Аминат, которая сыграла роль юного джигита. Талантливая воспитанница «Даймохка», одетая в черкеску и папаху, не без успеха соревнуется на сцене с отцом, виртуозно обращающимся с холодным кавказским оружием. Непосвященный зритель никогда не догадается, что молодой артист на сцене, выполняющий сложнейшие трюки с десятками кинжалов, да еще с юмором, то и дело подзадоривая своего многоопытного партнера по танцу, – хрупкая девушка, которую широкая публика знает больше как певицу.

Впрочем, ничего удивительного в успехах Аминат-танцовщицы нет, ведь она – дочь Рамзана и Айзы Ахмадовых, которые посвятили танцевальному искусству всю свою жизнь. Раньше работали в «Вайнахе», а сейчас передают свой опыт юной смене. И это у них хорошо получается, о чем можно судить по «Даймохку», ставшему любимцем публики не только в Чечне, но и далеко за ее пределами. Лучшие выпускники детского коллектива пополняют состав взрослых ансамблей «Вайнах» и «Нохчо».

Все народы любят свои национальные танцы. Но у чеченцев эта любовь особая. Чечня – танцующая республика. Об этом говорит хотя бы такой факт: только государственных хореографических ансамблей здесь аж четыре: «Вайнах», «Нохчо», «Даймохк», «Башлам», плюс – столичный коллектив «Заманхо» (Департамента культуры мэрии г.Грозного), чего нет ни в одном другом регионе России. А самодеятельных ансамблей намного больше. Дети в чеченских семьях, едва начав ходить, уже учатся танцевать лезгинку. Поэтому здесь с трудом представляют искусство танца как профессию.

Ветераны «Вайнаха» с улыбкой вспоминают, как удивлялись их знакомые, родственники, односельчане, когда на их вопрос: «Чем занимаешься, где работаешь?», получали ответ: «Танцую». «А что, за удовольствие можно еще деньги получать»? – недоверчиво спрашивали они.

Призвание и признание

Рамзан Ахмадов тоже, видно, поначалу не воспринимал всерьез свое увлечение танцами и занятия во Дворце культуры родного Урус-Мартана. Поэтому после школы поступил учиться в Институт народного хозяйства в Ростове-на-Дону и успешно закончил его в 1984 году. Однако полученный диплом экономиста так и не пригодился в профессиональной судьбе Рамзана Аюбовича. Годы шли, на смену юности пришла зрелость, а он все продолжал танцевать в своем любимом ансамбле «Вайнах».

Высокий, стройный, импозантный, от природы одаренный пластичностью, чувством ритма, хорошей музыкальной памятью и слухом, а также артистическим обаянием, он легко завоевывал сердца зрителей. Всем известно, что для высоких достижений в избранном деле одного таланта мало. Нужно обладать и трудолюбием, помноженным на упорство. С этим Р. Ахмадову тоже повезло. Бывшие коллеги из ансамбля «Вайнах» Ади Эльдиев, Иса Алимгаджиев и другие вспоминали, как много работал над собой Рамзан Ахмадов.

– Мы пришли в ансамбль почти одновременно. Но он обогнал всех, потому что был трудолюбивее и целеустремленнее нас. В 28 лет (в 1982 году) он получил свое первое звание – «Заслуженный артист ЧИАССР», которого многие из нас удостоились лишь в 1989 году, к 50-летию ансамбля. Через 5 лет Рамзан уже стал народным артистом ЧИАССР. А в 1990 году за заслуги в области хореографического искусства, высокое исполнительское мастерство, активное участие в общественной жизни республики Рамзан Ахмадов был удостоен высокого звания «Заслуженный артист РСФСР». Причем, последняя награда была присуждена раньше положенного, в порядке исключения, т.е. не был выдержан необходимый по утвержденным правилам срок между двумя званиями. Но никого в коллективе это не удивило: почетные звания нашли достойного.

При этом надо заметить, что в советские времена правительственные награды заработать было намного труднее, чем сейчас.

Тамара Дидигова, бывшая партнерша Рамзана Ахмадова по сцене, вспоминала, как рождался его коронный номер – «Танец с кинжалами», который явился украшением программы ансамбля.

– Рамзан с большим успехом солировал во многих танцах: «Встреча у родника», «Под небом вайнахов», «Хонга-Кафт» (осетинский) и так далее. Но ему этого было недостаточно. Он захотел пополнить свой репертуар и стал исполнять на сцене очень популярный «Танец с кинжалами», приводя в восторг зрителей. Я помню, как целый год Рамзан работал над новым номером, буквально изнурял себя на репетициях, добиваясь отточенной техники. Он всегда такой – серьезный, ответственный и настойчивый, за что бы ни взялся.

Как рождался «Танец с кинжалами» – гвоздь программы «Вайнаха»? Рамзан Ахмадов вспоминает:

– Мы знали по опыту выступлений осетинских и кабардинских артистов, что этот номер хорошо воспринимает зритель, поэтому для усиления программы руководство ансамбля часто приглашало на время гастролей исполнителей этого танца из других республик. Однажды, после очередной поездки, мы сидели в своем кругу, обсуждали гастрольные концерты, и один из присутствующих бросил фразу: «Неужели никто из наших не сможет исполнить этот танец с кинжалами? Сколько можно приглашать артистов со стороны?» Я, будучи солистом ансамбля, принял этот упрек на себя. И начал репетировать танец по памяти. Спросить было не у кого. Пришлось работать по методу проб и ошибок. Начал с поиска кинжалов. Вскоре понял, что в республике их достать невозможно. Тогда собрал обрубки сабель, которые использовались в номере

«Под небом вайнахов», наточил их и увез домой. Хорошо, что у нас дома в Урус-Мартане нашлась свободная комната. Втайне от всех я стал практиковаться. Из-за того, что кинжалы были нестандартные, было тяжело. Я решил заказать их где-нибудь. Узнал, что в Гудермесе на заводе «Мединструмент» раз в год завозят сталь нужной мне марки.

Поехал договариваться. В то время на заводе главным инженером работал Магомед Мушкаев. Он помог, дал задание токарю сделать 40 кинжалов. Но они оказались чуть толще, чем было необходимо – 2 миллиметра, и не слушались. Тогда обратился на грозненский ремонтно-механический завод, там сточили сколько надо, и дело пошло лучше. Почти год работал. Когда отшлифовал броски, «пирамида» стала получаться, приступил к постановке танца…

Иногда Р. Ахмадов в выходные дни работал над новым номером в полном одиночестве на сцене своего ансамбля. Сам себе напевал музыку. Однажды за этим занятием его застал Турко Хасимиков, коллега, и, конечно, поспешил поделиться радостной новостью с художественным руководителем Топой Элимбаевым. Тот пришел на репетицию, увидел танец и резюмировал: «Нужно ставить в программу!»

Но выходить сразу на широкого зрителя Рамзан не решился, поэтому премьера знаменитого номера состоялась на выездном концерте в селе Самашки. Публика приняла «Танец с кинжалами» восторженно, и это помогло преодолеть психологический барьер. С тех пор этот великолепный номер многие годы неизменно украшал программу «Вайнаха», вызывая зрительские овации. Коллеги говорили, что ахмадовский танец получился лучше, чем у коллег соседних республик. Поэтому отпала необходимость приглашать артистов со стороны.

Свой уникальный опыт Рамзан Ахмадов хотел передать сыновьям Хасану и Хусейну, которые тоже танцевали в его детском ансамбле «Даймохк». Но не получилось. Младший не захотел, а старший уехал учиться в Англию. Но преемник все же нашелся. Старшая из детей – дочь Аминат – загорелась идеей выучить «Танец с кинжалами», когда готовила свой сольный концерт.

– Далеко не каждый талантливый танцовщик, даже опытный, способен исполнить эту сложную хореографическую постановку, – рассказывает Рамзан Аюбович. – Нужны особые данные: крепкая челюсть, хорошая реакция, чувство оборота, чувство удара и т.д. Оказалось, что у сына нет этих качеств, а у дочери есть. У нее танец получился.

А в юбилейный вечер (в ноябре 2009 года) был экспромт. Исполняя пожелание Главы ЧР Рамзана Кадырова, Р. Ахмадов вышел на сцену без подготовки (последний раз он танцевал с кинжалами 15 лет назад, в гастрольном концерте во Франции). Пришлось ввести в номер Аминат, чтобы она давала передышку, необходимую для восстановления сил и дыхания. На ходу сделали импровизацию, которая украсила концерт.

Начало

Как начинался путь в искусство Рамзана Ахмадова? Вот как он отвечает на этот вопрос:

– У нас в семье не было артистов. Но как-то в детстве увидел на свадьбе, как танцует отец, и мне так понравилось, что захотелось научиться тому же. Помню, отец иногда дома играл на дечиг-пондуре, дядя – тоже. Видно, гены родительские сработали, да еще счастливый случай помог. Имею в виду встречу с талантливыми наставниками. В 8-м классе я попал в художественную самодеятельность. В то время в районном Доме культуры моего родного Урус-Мартана был танцевальный коллектив под руководством Доки Кагирова. У этого балетмейстера была своя методика, очень эффективная, которая впоследствии пригодилась и мне. В общем, благодаря участию в самодеятельности РДК я всерьез увлекся танцами. Вернувшись из армии (в 1974 году), пошел проведать родной танцевальный коллектив. И меня опять потянуло на сцену. На тот момент руководителем был уже другой – Топа Элимбаев, известный балетмейстер и хореограф, возглавлявший много лет до этого и после госансамбль «Вайнах». Это был счастливый случай. Топа увидел во мне будущего артиста, оценил мои сценические данные и принял на работу. Через некоторое время он вернулся в «Вайнах» и пригласил меня с собой. Так, в 1975 году я оказался в профессиональном искусстве – в «Вайнахе». Это были очень плодотворные годы. Школа прославленного танцевального коллектива мне много дала для творческого роста.

– Кроме профессиональных, у Р. Ахмадова много человеческих достоинств, – рассказывают ветераны «Вайнаха. – Он порядочный, всегда проявляет уважение к окружающим, трудно вспомнить, чтобы он на кого-то поднял голос, вспылил, нанес обиду. У него дар дипломата, который помогает найти достойный выход из любой ситуации. Хороший товарищ, надежный, щедрый друг, отзывчивый человек. Благодаря этим качествам, – говорили мои собеседники, – Рамзан Ахмадов всегда пользовался заслуженным авторитетом и у руководства, и у коллег, и у подчиненных.

Более четверти века на сцене «Вайнаха»! Они были наполнены любовью к искусству, творчеству и служением публике. Где бы ни выступал и какой бы танец ни исполнял, Рамзан оставался достойным представителем своего народа. Средствами хореографии показывал душу и характер чеченцев. И этот сценический образ был настолько пленительным, что у земляков вызывал гордость, а у представителей других народов – уважение. Р. Ахмадов неоднократно приглашался на торжественные мероприятия в Москву. В составе сборных групп, состоявших из ведущих артистов Советского Союза, выезжал за рубеж представлять многонациональную культуру самой большой страны в мире. Ведущего солиста ансамбля «Вайнах» с неповторимым творческим почерком хорошо знали в артистической среде далеко за пределами республики.

После первой военной кампании, когда «Вайнах» лишился всего, что имел – помещения, костюмов, инструментов, реквизита и т.д., Рамзану Ахмадову предложили возглавить ансамбль-«погорелец». Непростая это была задача – возродить прославленный коллектив, являвшийся визитной карточкой республики. Воссоздать материальную базу было не так трудно, как оживить опаленные войной, застывшие от потерь сердца артистов. Без внутреннего горения, без огонька в душе, способного зажечь и согреть зрителя, на сцену выходить нельзя. А откуда взяться этому огоньку, оптимизму, жизнелюбию, если продолжаются обстрелы по всей республике, и смерть ходит по пятам, собирая богатый урожай?! Но новому художественному руководителю «Вайнаха», несмотря на тяжелейшую военную обстановку, все-таки удалось поднять дух артистов, вселить надежду на лучшее и вдохновить на новые достижения. И ансамбль, залечив понемногу полученные раны, продолжил высокую миссию служения искусству и народу.

В конце 1996 года произошла смена руководителей разных уровней. Рамзану Ахмадову тоже нашли замену. Через некоторое время артист, которого называли лицом ансамбля, оставил «Вайнах». Вполне понятно, что этот шаг был очень болезненным для человека, который любил сцену, посвятил танцевальному искусству лучшие годы, а свой коллектив воспринимал как вторую семью…

— В дудаевско-масхадовские времена сфера культуры не финансировалась, и многие артисты «Вайнаха» вынуждены были сменить род занятий, чтобы заработать на жизнь. Но Вы не изменили призванию, хотя могли попробовать себя в другом деле. У вас же экономическое образование?

– Я врос в «Вайнах» корнями. Ансамбль был для меня семьей. И мне даже представить было тяжело, что придет день расставания. При этом я помнил прочитанную однажды фразу: «Главное мастерство артиста – умение вовремя уйти со сцены». В 1997 году я простился с ансамблем. Хотелось, чтобы поклонники запомнили меня в хорошей форме.

Ушел в никуда, не представляя, чем буду заниматься. Очень болезненно переживал этот момент. Меня постоянно мучил вопрос: «Что делать?». И в один прекрасный день я сам себе ответил: передавать опыт. Так родилась идея о детском ансамбле, которая реализовалась в 1999 году.

Пять лет назад Глава республики Рамзан Кадыров назначил Рамзана Ахмадова первым заместителем министра культуры ЧР. Творческому человеку тяжело быть госчиновником. Но чувство ответственности и трудолюбие выручает и на новом поприще.

Искусство любит преданных. Эта мысль приходит на ум при знакомстве с творческой биографией Рамзана Ахмадова, артиста и педагога с большой буквы.

Газета «Вести Республики»

03.06.2014

Асет МУРТАЗАЛИЕВА

№ 109 (2293)

Поделиться:

Все материалы раздела «Публикации»