Вайнах
Чеченский Государственный Ансамбль Танца


Зарета Осмаева: «Необходима тишина, чтобы подумать»

Директор Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах», заслуженный журналист Чеченской Республики Зарета Осмаева.

Краткая справка. Зарета Осмаева – директор Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах», Заслуженный журналист Чеченской республики, награждена медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», публицист, поэт и композитор.

– Какое место в вашей жизни занимает музыка, с чем можно сравнить её влияние на вас или ваше творчество?

– Музыка – это самое яркое воспоминание из моего детства. Ничто не могло так влиять на меня, как музыка, она уносила меня куда-то далеко, а возвращалась я совсем другим человеком. Чеченцы – очень музыкальный народ, а как же иначе, если кругом музыка? Родник поёт свою песню, птицы – свою, ветер, дождь, камнепад – просто оркестр народных инструментов. Наверное, в детстве у всех так – всё поет, всё радует. Но самое важное для меня – это то, что благодаря музыке, я начала писать стихи, потому что мне хотелось петь свою музыку. Так я стала поэтом.

– Какое из культурных событий 2017 года (в вашем регионе, в стране, в мире) представляется вам наиболее значительным для всей страны?

– На мой взгляд, незначительных культурных событий не бывает. Развитие культуры даже в самом отдалённом уголке нашей страны имеет важное стратегические значение. Именно стратегическое. Потому что культурный человек – это главное наше богатство. Что касается лично меня, то меня впечатлили два события в нашем регионе – это спектакль «Выше гор»* режиссёра Хавы Ахмадовой. Особенно хочу отметить музыкальное оформление спектакля. Это тот случай, когда у музыки была одна их главных ролей, которая была сыграна безупречно. Вторым событием стал юбилей известного чеченского композитора Аднана Шахбулатова**. Его трагическая судьба и огромный человеческий подвиг его супруги никого не могут оставить равнодушным. Всё это отразилось в его творчестве.

Что касается культурных событий российского масштаба, то в этом году мне удалось лишь побывать на премьере спектакля Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» в Александринском театре. Это уже нашумевший спектакль, который Фокин поставил по «Маскараду» Михаила Лермонтова и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.

– Премьера которого состоялась в Александринке во время «взятия» Зимнего дворца. Понравился спектакль?

– Нет. Столько сил, таланта и мастерства можно было вложить в более интересный материал, чем данная пьеса. Я творчество Михаила Юрьевича очень люблю, но «Маскарад» не самая интересная его вещь. Но это моё сугубо личное мнение. Возможно пристрастное, но Лермонтов – первая причина, по которой я вообще пишу стихи. В Москве мне удалось посетить выставку «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Достаточно яркие впечатления, но не «глобальные».

Выступают артисты Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах».

– А в Грозном часто бывают театры, коллективы из Петербурга и Москвы, у которых «есть что посмотреть»? Или вы смотрите спектакли других коллективов только в командировках?

– Не припомню, чтобы кто-то из «серьёзных» приезжал на гастроли в Грозный. Кроме Театра Наций***… Они привозили, и мне удалось посмотреть «Рассказы Шукшина» режиссёра Алвиса Херманиса (Латвия), наверное, самый свой звёздный и титулованный спектакль. Но это было давно и мало…

– Хотелось бы, услышать о международном проекте «Из Грозного с любовью», реализацией которого вы занимаетесь в настоящее время.

– Это проект государственного ансамбля танца «Вайнах», посвящённый 200-летию Грозного, который осуществляется при финансовой и информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В рамках проекта запланированы гастроли в Москве, Санкт-Петербурге, а также в странах ближнего зарубежья: Грузия (Тбилиси) и Азербайджан (Баку). Цель нашего проекта – популяризация хореографического искусства Чеченской Республики, создание платформы для сотрудничества творческих коллективов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, укрепление культурных связей между нашими народами. Уже состоялись гастроли в Москве и Санкт-Петербурге в ноябре 2017-года. А в феврале наступившего года мы выступим в Баку и Тбилиси. Мы ждём этих гастролей с приятным волнением.

– Новый год по традиции – ожидание перемен, вы ждёте перемен? С чем они могут быть связаны для вас?

– Я, наверное, не рассталась с детской привычкой ожидания чуда. При том что я не отличаюсь особой мечтательностью. Но в чудеса верю. А в работе и в жизни хочу, чтобы меня окружали счастливые люди. Перемены же наступают вне зависимости от моего желания.

На генеральном прогоне программы «Из Грозного с любовью».

– Каковы, на ваш взгляд, тенденции в развитии современной культуры? И как они могут проявиться в новом году?

– Современная культура развивается слишком стремительно, и если раньше к понятию культура можно было применить понятие эпоха, то сейчас это невозможно. Околокультурных людей стало больше. Им удается оттеснить настоящее искусство, потому что они энергичны, амбициозны, выносливы. Муки творчества не лишают их сил, не ввергают их в депрессии или в уныние. Но это временно… беспорядочный набор звуков – никогда не станет музыкой, несвязная речь никогда не станет поэзией и так далее…

– Чего лично вам не хватает в современной культуре, в искусстве?

– Трепетного отношения к человеку и ответственности за своё творчество. И в жизни и в искусстве стало много коммерческой составляющей.

– Что бы вы хотели пожелать всем в новом году помимо традиционных пожеланий?

– Тишины. Чтобы была возможность подумать.

_________

*«Выше гор» (автор М. Ахмадов, режиссёр Х. Ахмадова) спектакль Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова.

См.№11-2017 «Музыкального журнала».

** Аднан Шахбулатов (1937 – 1992 годы). Чеченский советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии имени М. И. Глинки и Премии Ленинского комсомола. Основоположник чеченской и ингушской эстрадной, симфонической, камерной музыки. После автокатастрофы 29 октября 1973 года А. М. Шахбулатов почти двадцать лет жизни провёл прикованным к постели. Он автор более 800 музыкальных произведений – песни, сюиты, пьесы, сонаты, романсы, сонатины, кантаты, музыка к театральным постановкам. Ежегодно в ноябре на Чеченском ТВ и радио, в Театрально-концертном зале Грозного силами Министерства культуры Чеченской Республики проводятся дни памяти А. М. Шахбулатова.

***12 ноября 2012 года Московский Театр Наций показал в Грозном спектакль «Рассказы Шукшина». Спектакль приурочен к началу 75-го сезона Государственного русского драматического театра имени Лермонтова, реконструированного в чеченской столице в этом же году. На сцене — звезды первой величины, среди которых — Чулпан Хаматова и руководитель Театра Наций Евгений Миронов. (Из материалов сайта Театра Наций).

Интервью – Галина Скоробогатова.

"Музыкальный журнал" (ноябрь 2017 г.)

Поделиться:

Все материалы раздела «Публикации»