Вайнах
Чеченский Государственный Ансамбль Танца


Халхаран йиш – танцевальная мелодия

Музыка – неотъемлемая часть хореографии. Ее роль в создании хореографического произведения многозначна. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца.

Как танцевальное, так и музыкальное искусство во многом развиваются по общим законам. Хореография и музыкальное искусство, несомненно, внутренне родственны. Музыка — есть необходимая и органическая составляющая часть хореографического произведения. Она дает эмоционально-образное содержание, влияет на драматургию, структуру и ритм танцевального действия всего хореографического произведения. Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Темп музыки (скорость ее звучания) имеет для танца определяющее значение: он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорение, замедление).

Многочисленные жанры музыкального фольклора чеченского народа включают в себя ладугlу йиш (чеч.) - "мелодию для слушания", т. е. самостоятельную инструментальную музыку, халхаран йиш (чеч.) - танцевальную мелодию и инструментальную музыку, сопровождающую действие, движение (танцы, шествия, джигитовку) и вокальную музыку. Как и в песнях, в танцевальных музыкальных произведениях нашли своё отражение тип темперамента их создателей. Халхаран йиш настолько богата эмоциональным содержанием, обладает ярко выраженным своеобразием, мелодическим богатством, отличается четким ритмом, ей свойственно разнообразие и смена музыкальных темпов.

Многие хореографические композиции из репертуара Государственного ансамбля танца «Вайнах» поставлены на основе народной музыки. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти постановщикам необходимое хореографическое решение.

Поделиться:

Все материалы раздела «Чеченский танец»