Вайнах
Чеченский Государственный Ансамбль Танца


Парный танец

Парный танец является древнейшим танцем мужчины и женщины. Он лежит в основе фольклорного искусства чеченского народа, имеет в своем истоке ритуальный характер и, по мнению исследователей, связан с космого-ническими представлениями чеченцев, прежде всего с культом солнца, что подтверждается материалами археологической культуры, в символике, изображенной на поясных пряжках VI—V веков до нашей эры. Изломанная линия — земная твердь, крылатые диски по сторонам — солнце при восходе и закате, центральный диск имеет крылья, максимально поднятые вверх, — солнце в зените. Соответственно, положение рук мужчины, разведенных в стороны, означало солнце на восходе и закате. Когда же мужчина сгибает руку, держа кисть у груди, а другую отставляет в сторону, соответствует изображению свастики, означающему солнце в движении. Став на носки ног и вскинув руки над головой, мужчина изображает солнце в зените. Девушка же в танце являла собой символ целомудрия, скромности, грации.

У чеченцев существовал особый танцевальный этикет, нарушение которого могло иметь не только моральные последствия. Начинал танец мужчина, затем в круг вступала женщина. Мужчина в парном танце не имел права первым покидать танцевальный круг, потому что это могло быть оценено как неуважение к женщине. Когда женщина покидала танцевальный круг, её партнер еще совершал несколько па, после чего танец этой пары завершался. Мужчина не имел права в танце прикасаться к женщине. Движения исполнителей в народном танце были достаточно жестко регламентированы, за исключением танцевальных пародий. Они оба должны были ровно и прямо держать стан. И если пластика женского танца выражалась в движении рук, то экспрессия мужского танца выражалась в ловкости, демонстрации удали, но была крайне сдержанной. Мужчина мог дать волю своим эмоциям лишь на короткий миг в кульминационный момент и назывался у чеченцев «бохь бог1ар».

Поделиться:

Все материалы раздела «Чеченский танец»