Вайнах
Чеченский Государственный Ансамбль Танца


Жанры чеченского народного танца

В древности чеченский народный танец делился на различные жанры, специфика которых была связана с их истоками, особенностями среды, в которой они возникали, их смысловой наполненностью. Это обрядовые танцы (свадебные; танец, исполняемый во время обряда вызывания дождя, и т.д.), профессиональные (воинские, пастушеские и т.д.), праздничные, ритуальные (религиозные).

Воинские танцы исполнялись еще в средневековье перед боем, а позднее во время военно-спортивных игрищ, которые проводились в Чечне ежегодно во время языческих праздников. В различных районах горной Чечни сохранилось множество топонимов, связанных с местами, где про¬водились военно-спортивные игры: «Нах ловзача», «Нах ловша» (Сулейманов А. Топонимия Чечни. С. 122.181 Там же С. 44).

Воинские танцы исполнялись в полном военном снаряжении, с обнаженным оружием. Они становились в круг и пели воинственные песни, затем начинали движение по кругу. Вдохновленные единством духа и ритмом танца, они, не ощущая ни страха, ни боли, вступали в бой. Но помимо этого, целью исполнения воинских танцев были совершенствование навыков владения холодным оружием, координирование совместных действий в бою, военно-спортивная подготовка. При этом они содержали множество акробатических и гимнастических элементов.

Пастушеские танцы были достаточно демократичными и исполнялись в более свободной манере. Непременными атрибутами их были мохнатая шапка из овечьей шкуры, бурка и пастушеский посох. Они включали в себя акробатические элементы, которые исполнялись с посохом.

Свадебные танцы должны были исполняться в торжественной, сдержанной и аристократической манере, хотя могли содержать и комические элементы.

Для чеченской танцевальной культуры была характерна и танцевальная пародия — так называемые шуточные танцы. Наиболее известным является «Шуточный танец старика», такого же типа характерный танец встречается и в женском варианте.

Особого внимания заслуживает парный танец (мужчины и женщины), сохранившийся и дошедший до наших дней, и ставший основой чеченского танцевального фольклора. Более основательно расскажем о нем в следующей статье.

Поделиться:

Все материалы раздела «Чеченский танец»